Культура Украины является уникальной, она росла и крепла на ярком панно жизни Восточной Европы. Россия, Польша, Венгрия, Беларусь, Литва, Турция, Словакия, Румыния – вот неполный список стран, по соседству с которыми росла культура Малороссии, сохранив свою самобытность и национальный колорит. Да и сама Украина не является однородной по своей социальной, культурной и экономической сути, она разделена на несколько макрорегионов, где свои диалект, свои танцы, свои песни, но тем не менее, они составляют единую нацию – украинцы.
Славна Украина песнями, поэтами, писателями и, конечно же, танцами. Первые танцы возникли как проявление эмоциональных впечатлений от окружающего мира. Танцевальные движения развивались как имитация движений животных, птиц, а позже - жестов, отражающих определенные трудовые процессы. Изначально танец, как и песня, выполнял магическую роль, поэтому среди календарно-обрядовых танцев сохранилось много элементов с языческих времен.
Самыми древними следами танцевального искусства в Украине можно считать рисунки трипольской эпохи, где изображены люди, на изображениях они одну руку кладут на талию, а вторую - за голову. Такие движения можно часто встретить и в современных танцах. Также к этому можно отнести и изображения танцоров и музыкантов на фресках Софийского собора в Киеве. По мнению некоторых исследователей, серебряные фигурки людей из Мартыновского клада изображают одно из танцевальных движений: человек изображен вприсядку, с широко расставленными ногами и возложенными на бедра руками. Изображение танцев можно найти и во многих миниатюрах из древних летописей. Письменные сообщения о древних танцах дают нам летописцы, которые описывают их как «скаканье и топтание», «гульба и плясание», «хребтом вихляние», «плясание и плескание». Летописцы-христиане называют такие действия «бесовскими» или «погаными», что в переводе означает «языческими». Это дает определенные основания полагать, что первоначальные танцы были тесно связаны с древним богослужением.
Говоря о украинских народных танцах, следует отметить, что часто один и тот же танец в разных местностях может иметь разные названия. Например, такой известный ныне украинский танец как «Гопак» имеет другие названия: «Гоцак», «Казак», «Казачок», «Тропак» и другие. Танцы получают названия в силу разных причин. Например, какое слово часто употребляется в песне, под которую исполняют танец.
Кроме названий танцев, в народе существует ряд названий танцевальных движений. Василий Верховинец записал несколько из них: «дорожка», «присядка», «навприсядка», «вихилясы», «видишь, как заплив» (позже названная «плетенка»), «вот оглядывается», «вот загриба», «плазунец». Сейчас известны и другие народные названия движений: «гопак», «витинанка», «подскоки», «пидтупы», «мелкие скока», «тропаки», «закрутка», «голубцы» и др.
Подавляющее большинство украинских танцев построены на одних и тех же движениях, которые были определены национальным темпераментом, местным украинским колоритом, одеждой и т.д. По характеру музыки и движений украинские народные танцы можно разделить на три группы:
Ø Метелица, гопак, казачки;
Ø Коломыйки, гуцульки, Верховина,
Ø Польки и Кадриль.
На Украине и за рубежом визитной карточкой танцевального искусства является «Гопак», который появился в начале 20 века. Такой популярности способствовало, прежде всего, использование данного танца в спектаклях выдающихся украинских театральных режиссеров в Киеве, Одессе и Харькове. Изначально фольклорный гопак был преимущественно сольным мужским танцем, в основе которого лежала импровизация. По мнению исследователя казачьих танцев Вадима Купленика предшественником гопака был танец «Казак», и лишь вследствие запрета Екатериной II самого названия сословия «казаки» и дальнейших цензурных притеснений танец изменил название. О большой популярности «Казака» еще в 17 веке свидетельствует его распространение не только в Украине, но и в Польше, Московии (вариант «Казачок») и других европейских странах. Так во Франции в 60-70-х годах 17 века был известный украинский танцевальный театр под названием «Па де Казак»
Особое место среди мужских танцев принадлежит ритуальному военному танцу «Аркан», который танцевали войны-казаки перед военными выступлениями. Танец должен проверить на прочность и выносливость мужчину-воина, кто не выдерживал и разрывал руки во время танца, того прогоняли из казачьего круга. Вероятно «Аркан» был своеобразной психологической подготовкой к битве.
До сих пор этнографы не собрали и не описали уровне все фольклорные танцы украинцев. Первые подробные описания танцев были преимущественно в литературных украинских писателей: Григория Квитка-Основьяненко, Ивана Котляревского, Тараса Шевченко, Ивана Франко, Ивана Нечуй-Левицкого, Николая Гоголя, Марко Кропивницкого и других. Хотя писатели не ставили своей целью сделать научное исследование танца, но описания танцевального искусства украинцев, сделаны весьма тщательно и с художественным мастерством, которые могут служить одновременно и ценным этнографическим материалом. Среди исследователей украинского народного танца в 20 века можно назвать Василия Верховинца, Андрея Гуменюка, Андрея Нагачевского (Канада), Романа Герасимчука и других.
Комментариев нет:
Отправить комментарий